Начало истории КМВ

История курортного региона началась, когда ученые узнали о необычных свойствах минеральной воды, источники которой во множестве расположены на территории, которая сегодня известно всему миру как КМВ.

Впервые исследователи заинтересовались северокавказскими источниками после подписания Петром Первым знаменитого указа о “поиске ключевых вод, которые будет возможно использовать от болезней”. Кавказ посетил Шобер, который описал Брагунские источники, расположенные на территории Чечни, и в конце отчета отметил, что недалеко от этих мест находится еще множество разнообразных источников, в том числе “кислые”.

Но только в 1773 году была направлена крупная экспедиция в регион Пятигорья. Ее руководитель Антон Гюльденштедт составил подробный доклад, в котором описал Провал и источник минеральной воды, расположенный в горе. У источника был высечен бассейн для купания, а позже построен деревянный домик. К источнику стали приезжать больные, которые на время лечения поселялись здесь же – в палатках и балаганах. Чаще всего у этого и “кислого колодца”, обнаруженного немного позже на территории сегодняшнего Кисловодска, лечились солдаты российской армии, и уже в 1798 году члены Медицинской коллегии выдвинули идею сделать лечение водами больных солдат обязательным в войсках Кавказской линии.

Одной из главных дат в истории развития курортного региона является 24 марта 1803 года. В этот день император Александр Первый подписал указ, согласно которому КМВ получал статус государственного значения.

В течение первых десятилетий в курортном регионе использовали в лечении только источники Пятигорска и Кисловодска, а остальные оставались неизвестными. Именно эти города в эти годы активно развивались. Не существовало пока курортных городов Железноводск и Ессентуки.

Открыть миру новые источники предстояло исследователю Ф.П. Гаазу, посетившему регион в 1810 году. Он описал свойство минеральных вод из уже известных источников, а также открыл Елизаветинский источник в Пятигорске, Ессентукские источники, Железноводские целебные воды. Следует отметить, что описать Железноводский источник исследователь никогда не смог бы, если его к нему не провел Измаил Атажуков.